Почему мы не любим тех, кто совершает добрые поступки

Психологи обнаружили, что добрые поступки — начиная с отказа от употребления мяса и до сбора денег на благотворительные нужды — часто вызывают недоверие и даже гнев окружающих. Но почему?

Почему мы не любим тех, кто совершает добрые поступки

Есть ли среди ваших друзей те, кто жертвует деньги на благотворительность, а потом пишет об этом пост в Facebook? Вероятно, такие действия не вызывают у вас особой симпатии. Но почему, ведь это же добрый поступок?

В 2014 году в в оксфордский онлайн-словарь попало слово «humblebrag». Его определение гласит:  «якобы скромное или самоуничижительное утверждение, фактическая цель которого — привлечь внимание к чему-то, чем можно гордиться». Обычно такое поведение выражается в виде ложных жалоб, например, «как мне быть в этой сложной ситуации?  Я подал заявку на шесть вакансий, и на все меня приняли».

Еще одна разновидность такого поведения — когда мы завуалированно стараемся сказать другим людям, какие мы замечательные на самом деле. Например, рассказываем в социальных сетях о том, как пожертвовали деньги на благотворительность и обрадовались, что помогли другому человеку. Несмотря на то, что такой человек совершил акт альтруизма, отдав часть своих сбережений, стоит задуматься: сделал он это ради помощи другому человеку или чтобы повысить свою самооценку?

Если и вы относитесь к таким действиям со скептицизмом и недоверием, то вы не одиноки. Даже дети в возрасте восьми лет относятся к таким эгоистичным поступкам негативно, придавая более высокую моральную ценность людям, которые совершают добрые дела в частном порядке, а не хвастаются ими на публике. В экспериментах со взрослыми людьми ученые обнаружили, что значимость добрых дел в глазах окружающих сильно снижается, если человек начинает рассказывать о своем поступке в социальных сетях.

Всему этому есть ненаучное объяснение, которое, тем не менее, очень понятно. Люди не принимают действия других за чистую монету. Вместо этого они пытаются заглянуть глубже, чтобы приписать сви мысли, эмоции, убеждения и желания человеку, сообщающему о своих добрых поступках. Способность управлять собственной репутацией основана на нашей возможности видеть мир с точки зрения другого человека и спрашивать себя, как он может изменить свои представления о вас, если узнает о вашем поведении. 

И мы используем те же самые когнитивные навыки, чтобы попытаться понять, почему другие люди ведут себя так, а не иначе. С одной стороны, мы понимаем, что добрые дела повышают человека в глазах окружающих, но с другой — если человек сообщает о своем акте альтруизма всем, не значит ли это, что хороший поступок был совершен исключительно ради поста в Facebook? Поэтому, вероятно, о самых значимых альтруистичных поступках своих друзей и близких вы вряд ли узнаете.

По материалам The Guardian.

Ссылка на основную публикацию