Домой Разное Что такое стратегическое планирование на предприятии

Что такое стратегическое планирование на предприятии

143
0

Стратегический план — это фундаментальная основа управленческой деятельности предприятия. Недопонимание его важности может привести к ухудшению экономических показателей компании, усилению рисков и снижению ее конкурентоспособности.

Стратегический план не только дает четкое представление о возможных направлениях развития, но и позволяет гибко и своевременно реагировать на изменения внешней среды. Отсутствие системы стратегического планирования или формальный подход к этому процессу лишает возможности адаптироваться к существующим условиям и в перспективе может привести к ряду серьезных проблем.

В статье рассмотрим, что такое стратегическое планирование в современном понимании, какое место оно занимает в структуре управления предприятием, и как добиться повышения эффективности системы планирования.

Цели стратегического планирования на предприятии

Стратегическое планирование представляет собой процесс проектирования желаемого будущего предприятия и определения эффективных путей его достижения. Результатом этого процесса должны стать конкретные плановые решения, служащие основой для целенаправленной деятельности предприятия.

При стратегическом планировании формируются основные направления развития предприятия (миссия) и показателей его развития на определенный период (целей), которые определяют ожидаемый результат деятельности компании. Благодаря чему формируется фундаментальное обоснование проблем, которые могут возникнуть у организации, и разрабатывается комплекс мер по их преодолению.

Концепция стратегического планирования

Стратегическое планирование пришло на смену концепции долгосрочного планирования. Эти понятия объединяет только срок, на который составляются планы — 3-5 лет. Принципиальные отличия заключаются в том, каким образом происходит определение будущих событий для постановки целей дальнейшего развития предприятия.

Система долгосрочного планирования строится на основе исторически сложившихся тенденций роста и улучшения результатов деятельности по сравнению с прошлыми периодами. Главный минус этой концепции — постановка оптимистических целей, с которыми обычно не сходятся реальные результаты.

Особенности концепции стратегического планирования в том, что она основана на необходимости анализа перспектив, выявления тенденций, рисков и возможностей, которые способны повлиять на деятельность предприятия. Во внимание принимаются внутренние возможности и потенциал, внешние факторы, как благоприятные, так и неблагоприятные, проводится прогноз возможных ситуаций, комбинаций, альтернатив. Рассматривается множество аспектов: экономические, политические и социальные, потребности покупателей, действия конкурентов, технологические изменения и т.д.

Изменение концепции планирования было связано с повышением динамичности внешней среды, усилением степени неопределенности, повышением хозяйственных рисков при достижении поставленных целей.

Как составить план стратегического развития

При составлении стратегического плана необходимо:

  • проанализировать совокупность экономических, технологических, социальных и иных процессов, происходящих внутри и вовне предприятия;
  • оценить сложившуюся ситуацию и выявить узловые проблемы;
  • сформировать представление о будущем предприятия и условиях его достижения.

В современных условиях обеспечить эффективное планирование и управление предприятием можно только с помощью IT-технологий, поэтому в первую очередь нужно обеспечить автоматизацию бизнес-процессов на всех уровнях.

Компания Adeptik занимается разработкой автоматизированных систем, основанных на использовании технологий искусственного интеллекта. Такое программное обеспечение способно более точно составлять прогнозы, моделировать ситуации, быстро адаптировать планы под меняющиеся условия, одновременно анализировать огромное количество факторов, ограничений и особенностей, решать задачи оптимизации и повышения эффективности деятельности производственного предприятия. То есть оно обеспечивает компании именно тот подход к планированию и управлению, который требуют от нее современные реалии.

Стратегическое планирование как элемент комплексной системы управления

Внутрипроизводственное планирование не ограничивается только выработкой стратегии. Предприятию необходима единая система, включающая разные виды планирования, которая будет эффективна на всех уровнях:

  • Стратегическое планирование затрагивает глобальные механизмы в организации в долгосрочной перспективе. Прогноз имеет вероятностный характер, так как невозможно точно определить, какая будет ситуация через несколько лет. Поэтому важное значение имеют гибкость и приспособляемость стратегии — компания должна постоянно следить за тенденциями рынка и вносить корректировки в существующий план.
  • Тактическое планирование описывает деятельность предприятия на текущий период, отвечая на вопросы о том, как достичь поставленных целей. На этом уровне формулируются количественные показатели.
  • Оперативное планирование детализирует тактический план. Оно подразумевает постановку задач конкретным исполнителям на короткий период времени (смена, сутки, неделя).

Этапы выработки стратегии

Стратегический вид планирования состоит из пяти этапов:

  1. Разработка миссии. Это краткое изложение того, почему организация существует, какова ее общая цель деятельности.
  2. Определение целей и задач. Они основываются не на желаемых показателях и удобных способах их достижения, а на реальных возможностях компании.
  3. Анализ внешней среды. Процесс включает изучение конкурентов, потребителей, влияния на деятельность экономики, технического прогресса, политики и других факторов, не зависящих от предприятия.
  4. Оценка внутренней среды. Происходит поиск внутренних ограничений и возможностей для роста и выполнения целей.
  5. Выбор стратегии. На последнем этапе моделируются альтернативные сценарии развития и выбирается наиболее приемлемый вариант стратегии.

Преимущества стратегического планирования

Что дает производственному предприятию использование стратегического планирования:

  • возможность прогнозировать и использовать благоприятные условия для активного роста;
  • позволяет определить риски и угрозы и минимизировать их влияние на деятельность предприятия;
  • улучшает взаимодействие всех подразделение для достижения единых целей;
  • формирует информационную базу для эффективного управления;
  • позволяет оптимально распределить трудовые, финансовые и материальные ресурсы компании;
  • выявляет перспективные направления развития организации.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь